Выпуск № 1
Декабрь 2013

О газете Заросли и рябь События Катастрофа Атлас

Главный вопрос

В своей «Лесной газете» Виталий Бианки смог уловить точную характеристику сущности природы. Он описал её древние фенологические циклы и привязанные к ним заботы людей (охоту). Рассказал о колхозном труде и жизни животных в городе. Дал ребятам природоведческие упражнения, предшествующие выращиванию садов и борьбе с вредителями.

Бианки объяснил природу через её смыслы — эстетические, нравоучительные, повседневные, сельскохозяйственные, политические. Момент становления, описанный им — это переход от «Записок охотника» к «Опыту агроэкологического обозрения важнейших полевых культур».

В «Лесной газете» природа предстает как фантастический водоворот тварей — от кита до последнего колоска — который устремляется в бездонные, ненасытные рты ленинградцев, хищников, смерти.

Непрестанно пожирающая сама себя биомасса, обещающая своим отпрыскам только нелепое исчезновение — вот описанная Бианки природа. А установленная им историческая веха — это полномасштабное, планетарное включение техночеловеческих сил в этот праздник самопоглощения, усиливающее его обороты многократно.

Прошло время, и природа снова требует своего описания и разъяснения. Новая «Лесная газета» постарается ответить на простой и важный вопрос.

Что такое природа?

Записка о методологии

Можем ли мы понять природу? Вряд ли. Поле явлений, не содержащее никакого внутреннего смысла, понять нельзя. Это граница нашего, человеческого отношения.

Можно ли познать природу? Есть надежда на отдельные просветы.

Какие же способы познания будет использовать Лесная газета?

Познать природу можно, став её бессмысленной частью. Отшельничество и дикая жизнь, расположение тела к телу, самозабвение. Это хороший способ, но не для тех, кто ищет сообщаемого другим знания. Иллюзии духовного понимания также представляют опасность. Искусство дает шанс преодолеть обе проблемы.

Познать Природу можно используя язык, не использующий смыслы и созвучный интересующей нас реальности. То есть математику. Но, кажется, прежде чем использовать математику, к ней стоит обратить тот же вопрос, что и к природе. Прибегнувший к математике рискует удвоить свое невежество. Производные математических методов, например, теории паттернов, фракталов, обещают значительную эффективность и приятные озарения. Их можно использовать, но с большой осторожностью: сомнительная способность объяснить все на свете закроет любой, едва только поднятый вопрос.

В других, не столь амбициозных методах, например: размышлении, сборе и анализе образцов, экспедициях, зарисовках, фотоотчетах, заметках, творческом воображении, бессвязном чтении источников — явные опасности не угадываются. К ним можно прибегать сколь угодно часто.

О зарастании и зарослях

Пример зарастающего места

Наблюдения свидетельствуют о следующем. Найденные ею места природа занимает, стремясь к единообразию, а вовсе не разнообразию, как принято считать. Я попытаюсь показать, как это происходит и к какому результату приводит.

Само желание природы занимать места настолько очевидно, что не нуждается в каком—либо детальном объяснении. Это стоит считать базовый свойством, это главный способ её существования. Где бы не обнаружилось место — трещина в камнях, широкая долина, крыша старого здания — везде будет природа.

Если сначала это присутствие носит хаотический характер, то с ходом времени оно стремится ко всё большему единообразию.

Это процесс стоит назвать ЗАРАСТАНИЕ. Собственно, дополнительных импульсов для зарастания не нужно. Если есть место и отсутствуют какие-либо помехи — оно зарастет.

ЗАРОСЛЬ — это результат зарастания. Заросль — единообразно заполненное природой место.

В качестве двух главных признаков заросли необходимо выделить следующие: наличие границы и отсутствие внутренней структуры (то есть однородность). Граница заросли полностью совпадает с границами места.

Природа наливает заросль в место, как наливают воду в кувшин. У этой воды есть граница, хотя и нет особой скорлупы или мембраны, нет «органа границы». И вся эта вода одинакова во всех своих точках. Такова и заросль.

Заросль и определяющие её свойства: вверху — граница, внизу — внутреннее единообразие

Есть признаки, различающие заросли и между собой.

ОТТЕНОК
Сравним эти две заросли. У одной — синий оттенок, вторая — выраженно белая.

ФАКТУРА
У заросли слева сложная складчатая фактура, правая заросль бархатистая, почти гладкая.

ПЛОТНОСТЬ
Заросль слева плотная, а справа — рыхлая, хотя фактуры их схожи.

ПОДВИЖНОСТЬ
В зависимости от характера места, заросли бывают укорененные (слева) и кочующие (справа).

Размер заросли не так уж и важен. Но, конечно же, бо́льшую радость и воодушевление вызывают необозримые, бескрайние заросли.

Если же вспомнить, что зарастание — главное стремление природы, то можно представить в качестве цели её движения следующее: все заполненные природой места объединятся и станут одной зарослью.

Рябь

Успешные заросли начинают рябить:

События

На складе в Воронеже поймали дальневосточную черепаху.
Перекати-поле на пожухлой траве между железной дорогой и лесопосадкой.
Маленькая пегая собачка стоит в серых безлистных кустах.
В голых зарослях на краю песчаного оврага есть столбик из красного кирпича.
Воробей скачет под поездом, среди щебня, между металлом рельс и металлом колесных пар.

На вопрос «Что такое природа?» отвечает художник Алексей Булдаков

Природа это катастрофа. Индивидуальное человеческое сознание склонно воспринимать природу как серию катастроф, но, все же, это одна катастрофа, тотальная и вечная. Эту катастрофу невозможно описать или предсказать, но можно ее наблюдать и причащаться ей.

Иллюстрация Рене Тома из его книги «Структурная устойчивость и морфогенез»

Мне всегда нравились ошибки. Это такие маленькие катастрофы, которые могут повлечь большие. Ошибки, которые возникают, когда пытаешься описывать сложные формы и ошибки по невнимательности, ошибки Галилея и Кеплера и компьютерный глитч. Эффект, который оказывает на нас несоответствие, возникающее в результате применения оценок, отличающихся от принятых, я называю познанием. Сначала чувственное переживание разрушения иллюзии целостности картины мира, потом рациональное устранение последствий ошибки — это составные части опыта. Ошибка это трещина в асфальте, которую заполняет чувственный опыт, qualia. Переживая ошибку, мы лучше понимаем природу. Например, совершая математические ошибки мы лучше понимает природу чисел. Или, шире, ошибка в языке ведет к пониманию природы общения.

Уравнение

Текучесть акварели делает сложным контроль над формой.
При попытке нарисовать оперение голубя произошла катастрофа.

Домашнее задание

Отправьтесь в магазин, где продают аквариумных рыбок. Купите немного, совсем чуть-чуть «риччии» : это распространенный у аквариумистов плавающий мох.

Дома налейте воды в какой-нибудь широкий сосуд, пустите туда риччию. Поставьте на освещенное место (например, на рабочий стол под лампу).

Наблюдайте, как происходит зарастание. Когда риччии будет много — переместите её в сосуд другой формы. Посмотрите, как заросль заполнит новое место. Опишите свои наблюдения и пришлите Лесной газете!

Уважаемые читатели!

Расскажите о Лесной газете друзьям!

Присылайте письма со своими вопросами и историями. Самые интересные будут опубликованы в газете.

Почтовый ящик Лесной газеты: mail@forestjournal.org

Приложение № 1: Атлас зарослей

Все царство растений вновь предстанет перед нами как необъятное море.

Гёте

Идея, верстка, содержание газеты (если не указан другой автор) — Илья Долгов. Подробнее о Лесной газете — на заглавной странице.

Если вам понравилась Лесная газета:

Не пропустите новый выпуск - вступите в сообщество или подпишитесь на рассылку

Расскажите о Лесной газете друзьям

Подпишитесь на рассылку Лесной газеты: