Выпуск № 4
Июль 2014
Что-то случилось События Роза Песня
Как-то раз ребята отправились гулять в парк. Была зима и сильный кусачий мороз. Сосны в парке стояли, словно замерли. Красная кора, темно-зеленая хвоя, сияющий снег – больше в парке никого и ничего не было. Все попрятались от холода.
– Смотри, что это? – воскликнул Миша.
Вика пригляделась – и впрямь – в снегу лежали маленькие пушистые комочки. Нежные, кремово-коричневые, мягкие, как шубка зайца.
Но ребята знали – зайцев в парке не бывает, только голуби, а летом еще привозные белки: но ведь теперь зима!
– Что же это? Может, кошка кого съела?
– Или малыши гуляли и потеряли что-то?
Дети осторожно гладили комочки и никак не могли сообразить, откуда же они взялись. Похожи и на пух, и на шерстку, и на вату. Следов вокруг нет ничьих. На сосне такое не растет.
Спрятали в карманы да так и пошли гулять дальше, ломая голову над неожиданной загадкой.
Вот и замерзший толстый лед на реке. Тут следов наоборот, много – человечьи, собачьи – всем нравится резвиться на льду.
И ребята не остались на берегу – скользят по гладким катунам, смеются.
Вдруг – те же пушистые комочки! И еще, и еще! Больше всего возле прошлогодних засохших тростников.
Подошли поближе, подняли голову и обомлели – да вот же оно!
Толстые коричневые палки, летом похожие на эскимо, зимой стали рыхлые, облезлые. Из них и происходили загадочные пушистые комочки.
– Это рогоз, я знаю! – сказала Вика. – От него, оказывается, пух зимой идет? Только как же он попал в сосны, далеко ведь?
То ли ветер пригнал, то ли птицы принесли – этого ребята уже разведать не смогли.
Беспечный путник движется по лесу или полю. Его дух убаюкан равномерностью окружающих зарослей. Путник наслаждается ласковой непроницаемостью природы.
Вдруг его привольно блуждающий взгляд спотыкается: он чувствует
– здесь что-то случилось.
Гладь заросли чуть отступила, и на обнажившемся дне копошится нечто нелепое, загадочное и единственное.
Откуда это взялось? Материя природы уплотнилась, искривилась, выплеснулась, затвердела в сгусток.
Сгусток цепляет и цепляется (оставаясь в памяти человеческого существа). Он поглаживает путника своими шипами и крючьями, как будто пытается что-то сказать, на что-то направить его тело и мысль.
У сгустка можно нащупать три отростка, три колючки:
Шип события заставляет нас в изумлении спрашивать – «Почему это?». Событие засекает время, кивает на источник и ждет истории. Это настолько чуждо зарослям, что мы просто не можем пройти мимо. Шип события ранит наш дух и порождает сомнения в том, что знается о природе.
Зачем снег слипся в шарик на ветке? Произошел всплеск стихий? Отчего у деревьев засохли макушки?
Крючок нелепости останавливает на себе взгляд, тревожит его и ублажает. В ритмичном, узаконенном рисунке леса, луга, стаи сгусток всегда обнаружится из-за своего диковинного, непривычного, беспокойного облика.
Образцы нелепых сгустков.
Укол выставленности подобно бесшумному взрыву прочищает чувства тела и затевает вокруг сгустка хоровод природы.
В этом примере хорошо видно, как сгусток цепляется за нас, учреждая место вокруг себя.
Если для нас, людей, сгусток – это колючка природы, то что такое он для заросли?
Недостаток или избыток? Болезнь или цветение? Закономерность или случайность? Прорыв к свободе или признак поражения?
Иногда находятся сгустки похожие друг на друга, у них-то и надо выпытать все секреты.
Самые простые примеры подтверждают: никаких сомнений – сгусток это избыток природы, совершенно прямое и очевидное уплотнение, разрастание ткани заросли.
Примеры сгустков-уплотнений.
Но, кажется, за этим излишком может скрываться и изъян, потаенная полость?
Сгустки, происходящие из недостатка.
Выходит, сгусток – это исчезновение, гибель, распад заросли?
Или просто шутливая игра неразборчивых стихий?
Выползая из темных берлог, прорывая пленку заросли, сгустки вдевают в нас свои шипы, крючья, впрыскивают соки и яды.
Что там, за этой поверхностью? Откуда и отчего всплывают сгустки? Это добрые весточки миролюбивой воли? Отзвуки ворочающейся во сне безразличной машины? Глупые загадки игры бликов на волнах ряби?
Шип сгустка распарывает глаз, и земля уходит из-под ног.
Вопросы, которыми озадачивают сгустки людей, редко оставляют их равнодушными. Всегда кажется – стоит прислушаться к сгусткам, всмотреться в них как следует, проследовать вместе с ними за поверхность природы – и тогда последняя заговорит с отважным умом, раскроет ему свои самые влекущие тайны.
Гете, на пути к пониманию царства растений, повстречал три сгустка. Первый – проросшая роза (из середины цветка продолжал расти стебель). Второй – гвоздика, из цветков которой, опять же, росли целые стебли – даже с новыми цветами. Затем – обычная пальма (стоит заметить, что в некоторых беспощадных землях природа состоит целиком из одних сгустков).
Курьезные растения надолго захватили внимание немецкого Naturschauer. Перемежая взгляд и мысль, созерцание и размышление, опыт и идею, он сформулировал свою знаменитую теорию метаморфоза.
Поэтически настроенный ученый был уверен, что природа все время говорит с нами и через нас – но своими словами. Необычные, попросту уродливые фрагменты природы оказались самыми простыми, понятными из этих слов. Внутри отдельных, единичных сгустков Гете расслышал бескрайнюю мысль природы.
Конечно, этого могло и не произойти. Конечно, все могло выйти гораздо мрачнее (вспомним о последствиях крушения осколков). Конечно, можно не верить в правдивость услышанного, да и в само присутствие говорившего с человеком.
Точно одно: встретившись со сгустком, мы унесем в себе его колючки. Рано или поздно это событие прорастет последствиями.
Проросшая роза. По цветной таблице из архива Гете.
Песня художницы Жанны Долговой
Посмотрите внимательно на эту фотографию.
Почему один куст - белый, а второй - красный?
Пришлите Лесной газете свой ответ.
Расскажите о Лесной газете друзьям!
Присылайте письма со своими вопросами и историями. Самые интересные будут опубликованы в газете.
Почтовый ящик Лесной газеты: mail@forestjournal.org